Удмуртский экспорт: зачем, что и как
Новости об экспорте из Удмуртии нередко вызывают споры: «всё вывозят», «потом вырастут цены», «экспортировать нечего». Однако практика бизнеса и официальная статистика показывают, что ситуация выглядит иначе.
Бизнес, который экспортирует длительное время, смотрит на внешнеэкономическую деятельность как на возможность развития и долгосрочного роста. Пример такого бизнеса — ижевская компания TSPROF. Заточными системами ижевского производства сегодня пользуются в 95 странах мира. Компания является частым получателем мер господдержки и выпускниками экспортного акселератора.
«Экспорт для TSPROF изначально был не самоцелью, а инструментом роста. Международные рынки дали стабильный спрос, который позволил масштабировать производство, оптимизировать себестоимость и выстроить прямые отношения с поставщиками материалов. При увеличении объёмов выпуска снижается доля накладных расходов, а бизнес становится устойчивее к колебаниям на отдельном рынке.Кроме экономики, экспорт дал сильный маркетинговый эффект. Взрывной рост экспорта в 2017–2018 годах и расширение географии поставок более чем на 80 стран стало для нас сильным конкурентным преимуществом. Не каждая точилка для ножей, производимая в мире, может похвастаться таким присутствием. Это, наряду с наградами, такими как «Лучший экспортёр Удмуртии», формирует доверие к бренду, работает как "социальное доказательство" для клиентов. При выборе продукта люди ориентируются на отзывы, экспертные оценки, упоминания в СМИ и признание рынка, — всё это помогает принять решение. Как в известной поговорке: на рынке в первую очередь идут туда, где уже стоит очередь», — рассказал Васильев Артём, директор по маркетингу TSPROF.
По открытым данным за 2024 год, структура экспорта Удмуртии выглядит следующим образом:
21,2% — машиностроительная продукция;
17,2% — минеральные продукты;
15,9% — металлы и изделия из них.
Таким образом излюбленный тезис «экспортируем только веники и молоко», не подтверждается статистикой — просто о таких товарах чаще говорят. Как отметил директор Корпорации развития Удмуртии и руководитель центра «Мой бизнес» Эмиль Бикмеев, экспорт в регионе представлен широким спектром отраслей:
«В Корпорацию развития регулярно обращаются экспортеры из мебельной отрасли, производители нефтегазового оборудования, компании химической промышленности, представители IT-сферы. Экспорт Удмуртии не ограничивается отдельными категориями товаров. Про компании, которые используют экспортную поддержку, мы рассказываем в наших социальных сетях. При этом нишевые продукты, включая традиционные, могут успешно конкурировать за рубежом при грамотном позиционировании», — подчеркнул он.
Для предпринимателей в республике действует система поддержки экспорта. В Удмуртии работает Центр поддержки экспорта (ЦПЭ) корпорации развития в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт». ЦПЭ — единственное место в республике, где экспортеры могут получить полный спектр мер господдержки экспорта.
«За 2025 год центр поддержал более 330 компаний малого и среднего бизнеса. С 2017 года на внешние рынки выведены 332 субъекта малого и среднего бизнеса, в среднем конверсия в экспортный контракт составила более 10%. Эффективность поддержки экспорта составляет более 30 рублей экспортной выручки на 1 рубль оказанной поддержки. Предприниматели получают помощь в софинансировании логистики, сопровождении экспортного контракта, международной сертификации , размещении на международных маркетплейсах, участии в выставках и бизнес-миссиях по всему миру. Опыт более 800 экспортеров республики показывает, что выход на зарубежные рынки — реальная задача для республиканского бизнеса», — отметила руководитель Центра поддержки экспорта Корпорации развития УР Валерия Антоненко.
Экспорт остаётся одним из факторов роста бизнеса и экономики региона, а не угрозой для внутреннего рынка.







































